– это важный элемент системы непрерывного образования библиотекарей. Ведь предварительное изучение профессиональной литературы выполняет превентивную роль, создает своеобразную установку на восприятие новой информации, что особенно важно для методиста как организатора обучения, поскольку обучающий и обучаемый должны понимать друг друга лучше, говорить на одном языке, работать в режиме диалога. Чем выше компетентность специалиста, тем меньше он удовлетворен собственной информированностью, поэтому профессиональное чтение библиотекаря является важным источником формирования информационной культуры и уровня образованности специалиста.
Чтение профессиональной литературы – это один из способов, и одно из условий сделать профессиональную деятельность современного библиотекаря максимально эффективной. Поэтому необходимо в рабочем графике библиотекарей выделить время для чтения профессиональной литературы.
[Текст] : аналит.-стат. сб. /
Курская обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева, [Науч.-метод. отдел ; Сост. Т. В. Шуйская]. - Курск : КОНБ им. Н.
Н. Асеева, 2006 - .
Вызовы 2020 : возможности и успешные практики библиотек : IV Всероссийская научно-практическая конференция «Методическая служба современной публичной библиотеки», 12 ноября 2020 года, Санкт-Петербург : сборник материалов / ЦГПБ им. В. В. Маяковского ; ред.-сост. Ж. Н. Малахова. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В. В. Маяковского, 2020. — 160 с. Читать...
Вот уже почти столетие методическая работа является одним из значимых направлений деятельности российских библиотек. Ее цели, приоритеты, направленность, форматы зависели от этапов развития не только библиотечной отрасли, но и общества в целом. Менялись и термины, отражающие специфику методической работы в конкретные периоды: «методический контроль», «методическое руководство», «методическое обеспечение», «методическое консультирование», «методическая поддержка». В конце прошлого века бурно обсуждалась возможность отказа от методического направления в работе библиотек. Сейчас такие вопросы в профессиональной среде уже не ставятся. Значимость методических служб признана в библиотеках разных уровней от национального до муниципального. А многообразие методической деятельности позволяет каждой библиотеке-методическому центру расставлять акценты в соответствии со своими особенностями, местными условиями и возможностями. Но, несомненно, есть основные тенденции, направления и приоритеты в методической работе, которые однозначно присущи всем. Именно такие актуальные, волнующие всех темы рассматривались на Всероссийской научно-практической конференции «Методическая служба современной публичной библиотеки », которую раз в два года проводит в Санкт-Петербурге Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского.
Реалии 2020 года показали, насколько важно знать и учитывать в библиотечной работе прогнозы развития современных технологий и систем коммуникаций, соответствовать глобальным трендам. Ограничения доступа к физическим носителям информации способствовали росту востребованности электронных ресурсов, усилению значимости дистанционных форматов предоставления услуг. Потребовались новые компетенции сотрудников библиотек, техническое оснащение, программное обеспечение, выявилась степень готовности библиотечных учреждений к работе в экстренных ситуациях. Каждая библиотека искала свои способы и пути обслуживания, удобные для читателей в период самоизоляции и выхода из нее. В этих условиях были важны координация, методическая поддержка, обучение сотрудников онлайн-технологиям, а также решение проблем учета такой работы. В сборнике представлены материалы участников IV Всероссийской научно-практическая конференция «Методическая служба современной публичной библиотеки», которая проходила в онлайн-формате.
Авраева, Ю.Б. Методист библиотеки: формула успеха : научно-методическое пособие / Ю. Б. Авраева, Э. С. Очирова. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2008 - 96 с.табл.; 21 см. - (Серия "Библиотекарь и время. XXI век" : № 100).
Книга посвящена одной из важнейших тем библиотековедения – методической деятельности библиотек. Формулируются профессиональные и личностные требования к высококлассному библиотечному методисту, раскрываются пути его становления как специалиста. Рассматриваются особенности организации труда в методических отделах библиотек и применения новых информационных технологий в отдельных направлениях их работы.
Представлены взгляды библиотекарей и руководителей на образ методиста. Освещены вопросы налаживания профессиональных коммуникаций. На этой основе предлагается формула успеха методиста библиотеки.
Алешин, Л.И. Телекоммуникационные технологии для библиотек / Л. И. Алешин . - Москва : ЛИТЕРА , 2009 - 352 с.ил., табл.; 20 см. - (Современная библиотека : серия Вып. 56).
Проблемы, затронутые в пособии, актуальны не только для библиотек, но и для всех информационных и культурных учреждений страны. Рассматриваются основные теоретические и практические аспекты сетевых информационных технологий Интернет: структуры, провайдеры и сервисы, системы адресации ресурсов, использование информационных служб и др. Представлены классификации названных систем, терминологический аппарат и другие сведения.
Аналитико-синтетическая переработка информации [Текст] : учебник : по направлению подготовки 071900 "Библиотечно-информационная деятельность" (квалификация "бакалавр") / Н. И. Гендина [и др.] ; науч. ред. А. В. Соколов . - Санкт-Петербург : Профессия , 2013 - 319 с.ил.
В учебном плане подготовки бакалавров по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» курс «Аналитико-синтетическая переработка информации» отнесен к базовым профессиональным дисциплинам. Задачи курса заключаются в овладении студентами профессиональными знаниями, умениями и навыками в области библиографического описания, предметизации, систематизации, аннотирования, реферирования документов, подготовки обзоров и использования информационно-коммуникационных технологий. Настоящий учебник может служить научно-практической основой для решения перечисленных задач в процессе очного и заочного обучения на библиотечно-информационных факультетах и повышения квалификации библиотечно-библиографических работников.
Арутюнов В.В. Типология и особенности современных коммуникаций в работе библиотек (Искусство и наука общения): учебно-методическое пособие / В.В. Арутюнов. – М.: Литера, 2009. – 216 с.
В настоящее время в России даже с учетом интенсивного развития сети Интернет, библиотека является одним из основных коммуникационных центров. Без умения эффективно излагать свои знания и мысли руководству, коллегам и партнерам, проводить деловые встречи и вести переговоры, квалификацию специалиста нельзя считать современной и полной. Как квалифицированно, с использованием новейших методов и средств современных коммуникаций, разговаривать по телефону, выступать по радио или на телевидении, строить свое выступление или доклад с грамотным использованием наглядных пособий и иных современных информационных технологий, – ответы на эти и другие вопросы можно найти в данном пособии.
Басамыгина И.Н., Апанасенко А.А. Маркетинг как технология управления современной библиотекой: научно-практическое пособие / И.Н. Басамыгина, А.А. Апанасенко –М.: Литера, 2009. – 128 с.
В пособии рассматривается маркетинговое управление библиотечной деятельностью в современных экономических условиях.
Библиотечный маркетинг представлен как концепция творческого управления библиотекой, ориентированная на удовлетворение настоящих и будущих документально-информационных потребностей пользователей посредством анализа, прогнозирования и стимулирования спроса на библиотечный продукт.
Библиотековедение. Общий курс : учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» / С.А. Басов, А.Н. Ванеев, М.Я. Дворкина и др.; науч. ред. А.Н. Ванеев, М.Н. Колесникова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2013. – 240 с.
В учебнике рассмотрены основные этапы становления и развития библиотековедения как научной дисциплины: методология и терминология библиотековедения, его взаимосвязь с другими науками. Значительное внимание уделено типологии библиотек, нормативной базе библиотечного дела России. Охарактеризованы содержание и особенности библиотечной профессии, а также система подготовки и переподготовки библиотечных кадров.
Библиотекарь: Выбор профессии. Мастер-класс проф. Ю.Н. Столярова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 176 с.
Издание включает в себя самостоятельные работы слушателей Высших библиотечных курсов Российской государственной библиотеки, выполненные в порядке выполнения учебного задания. Но это воспоминания о живых, невыдуманных судьбах и размышления людей, разными путями пришедших в профессию библиотекаря. Публикуемые работы, а также статьи о Высших библиотечных курсах РГБ, РНБ и ГПНТБ СО РАН представляют широкий профессиональный интерес. Издание предназначено для профессиональной ориентации и адаптации, самообразования абитуриентов, библиотекарей, абитуриентов вузов культуры, слушателей системы повышения квалификации слушателей курсов переподготовки библиотечных кадров.
Библиотечное дело мира: сб. аналитических и справ. материалов / Российская гос. б-ка, Отд. зарубежного библиотековедения и международных библ. связей, Сектор анализа и обобщения информ. по зарубежному библ. делу и библиографии; [сост. В. В. Качалина]. – М.: Пашков дом, 2010. – 176 с.
Сборник составлен из аналитических обзоров, фактографических и аналитических справок, рефератов отдельных статей по проблемам зарубежного законодательства в сфере авторского права и смежных прав; инновационных технологий: интегрированного поиска, постоянных идентификаторов, открытого доступа к научной информации в электронной среде; библиотечного персонала; проектирования и дизайна библиотечных зданий и др. Вошедшие в сборник материалы хронологически охватывают период с 1995 по 2009 г.
Книга может быть рекомендована теоретикам и практикам библиотечного дела, преподавателям и студентам университетов и академий культуры, библиотечных факультетов других вузов.
Бойкова О.Ф. Защита персональных данных: касается всех!: практическое пособие / О. Ф. Бойкова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2012. – 96 с.
Пособие посвящено актуальной проблеме в сфере правового регулирования деятельности библиотек: реализации основных положений законодательства о персональных данных, связанных с их получением, обработкой, хранением и использованием в традиционном и электронном видах применительно к читателям и работникам. Рассматриваются общие вопросы обработки персональных данных в библиотеке, особенности их защиты. Предлагаются юридические консультации и методические рекомендации.
В издании помещены образцы нормативных и технологических документов библиотек, включая согласие на обработку персональных данных, отзыв согласия на обработку персональных данных, формы регистрационной карточки пользователя, формуляра, читательского билета и др.
Пособие предназначено для руководителей библиотечно-информационных учреждений, широкого круга библиотечных работников, преподавателей и студентов соответствующих факультетов институтов и колледжей культуры.
Бойкова О.Ф., Клюев В.К. Правовая среда библиотеки: учебно-практическое пособие / О.Ф. Бойкова, В.К. Клюев. - М.: Либерея-Бибинформ, 2011. – 224 с.
Книга посвящена актуальным проблемам правового регулирования библиотечно-информационной деятельности. Прослежена эволюция профессионального законодательства, представлен механизм правового обеспечения деятельности библиотек, выделены источники права, показаны особенности регулирования отдельных направлений библиотечной работы на основе действующего гражданского, бюджетного, налогового и муниципального законодательства. Изложены ключевые вопросы применения авторского права в библиотечно-информационной сфере, норм Трудового кодекса в практике управления персоналом библиотеки.
В издании помещён эксклюзивный учебно-методический комплекс, системно представляющий правовую среду библиотечно-информационной деятельности в дидактически структурированном виде. Приведён краткий адаптированный словарь специальных терминов.
Издание ориентировано на систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров работников культуры. Оно полезно также для руководителей библиотечно-информационных учреждений разного статуса.
Бондаренко В.В. Юность длиною в сто лет: Читаем про себя. Молодежь в литературе XX века. [С рисунками автора] / В.В. Бондаренко. – М.: Рос. гос. б-ка для молодежи, 2014. – 160 с, ил.
Книга ориентирует читателя в отечественной и зарубежной литературе о молодежи 20 века. Мы отобрали лишь самые знаковые произведения первого ряда.
Книга состоит из двух больших глав: «МЫ» и «ОНИ», внутри каждой главы установлена хронология разделов, в целом соответствующая принятой в истории 20 века. Каждый раздел открывается сжатым обзором основных тенденций в молодежной культуре данной эпохи, очерки о книгах следуют преимущественно в хронологическом порядке, что, однако, не исключает общего тона непринужденной беседы. Очерк о конкретной книге содержит краткий рассказ о произведении, значимые цитаты из него и сведения об экранизациях. Отбор материалов завершен 1 января 2014 года.
Валиуллина Н.Р. Библиотека: найм персонала: научно-практическое пособие / Н.Р. Валиуллина – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 128 с.
В пособии впервые предложены и обоснованы принципы привлечения подготовленных кадров в библиотечные учреждения. Проанализированы система управления персоналом, структура деятельности библиотечного менеджера. Описана методика отбора претендентов на вакантные места в библиотеке.
В приложениях приводятся многочисленные методические материалы (инструкции, анкеты, рекомендации), апробированные в библиотека) Республики Татарстан.
Издание адресовано преподавателям и студентам библиотечно-информационных факультетов, работникам библиотек, руководителям органов управления культурой.
Ванеев А.Н. Библиотековедение в России конца XX века: учеб. пособие / А.Н. Ванеев. – СПб.: Профессия, 2007. – 248 с.
Пособие продолжает серию работ автора, посвященных истории отечественного библиотековедения: «Развитие библиотековедческой мысли в России (XI–начало XX века) и «Развитие библиотековедческой мысли в СССР». Ее целью является анализ развития отечественной библиотековедческой мысли, формирования и эволюции взглядов отечественных библиотековедов по общетеоретическим и методологическим проблемам библиотековедения как науки конца XX в. (1978–2000 гг.).
Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов культуры, а также для широкого круга научных сотрудников библиотек, занимающихся проблемами развития библиотечной науки.
Ванеев А.Н. История библиотечного дела и библиотековедения : сб. ст. / проф., д-р пед. наук А.Н. Ванеев / А.Н. Ванеев. – Санкт-Петербург : Изд-во «Российская национальная библиотека», 2012. – 308 с.
Сборник статей видного библиотековеда, историка библиотечного дела и библиотековедческой мысли Анатолия Николаевича Ванеева представляет собой многолетний труд автора по восстановлению и осмыслению историко-библиотечных фактов и событий, разработке методологических подходов к изучению исторических процессов в области библиотечного дела. Характерные для историка широта взгляда и глубина мысли позволяют А.Н. Ванееву отчетливо видеть в далеком или недавнем прошлом истоки наших сегодняшних достижений и просчетов, предвидеть многие направления развития библиотечного дела на будущее.
Изданные статьи ученого, включенные в настоящий сборник, создают целостное представление об истории отечественного библиотечного дела и библиотековедения.
Сборник представляет интерес для студентов, аспирантов, преподавателей средних и высших учебных учреждений культуры, работников библиотек и широкой библиотечной общественности.
Викулова В. П. Мемориальная деятельность библиотеки: организационно-управленческая концепция : монография / В.П. Викулова / Департамент культуры г. Москвы, Центр, гор. б-ка – мемор. центр «Дом Гоголя» ; науч. ред. проф. В. К. Клюев ; авт. вступ. ст. М. Д. Афанасьев. – М.: «Издательство ФАИР», 2009. – 320 с.
В монографии изложены результаты обобщающего исследования формирования и перспектив развития мемориальной функции публичных библиотек, а также системной характеристики социально-культурных аспектов деятельности библиотеки с мемориальным компонентом. Проанализирована базовая терминология и сформулированы дефиниции профильных понятий, изложены методологические и организационно-методические подходы к библиотечно-музейному обслуживанию, обоснована концептуальная модель библиотечно-музейного учреждения в условиях модернизации профессиональных процессов и глобализации культуры.
Книга снабжена обширным блоком документальных приложений, иллюстрирующих основные инновационные подходы автора.
Издание предназначено для широкого круга библиотечных и музейных специалистов, а также культурологов и менеджеров социально-культурной сферы.
Ванеев А.Н. История библиотечного дела и библиотековедения : сб. ст. / проф., д-р пед. наук А.Н. Ванеев. – Санкт-Петербург : Изд-во «Российская национальная библиотека», 2012. – 308 с.
В учебнике рассматриваются место и роль документа в системе социальных коммуникаций. Представлены разновидности первичных документов и их ценностные свойства (оригинальность, достоверность, точность и др.). Показано предназначение документов для определенных групп пользователей, возможности их создания и использования на разных этапах научно-практической деятельности, в библиотечно-информационной сфере. Характеризуются структуры и закономерности развития документального потока (динамика роста, старения и актуализации, рассеяния, фрагментарности и дублирования публикаций), а также особенности их проявления в электронной среде. Включен обзор развития документоведения как науки и его современного состояния.
Учебник предназначен для преподавателей и бакалавров библиотечно-информационных факультетов вузов культуры, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность». Он также может быть полезен студентам колледжей культуры, обучающимся по тому же направлению.
Документоведение. Часть 2. Книговедение и история книги : учебник / под ред. д-ра ист. наук, проф. Д. А. Эльяшевича. – Санкт-Петербург : Профессия, 2013. – 464 с.
В учебнике, подготовленном ведущими отечественными книговедами, представлен современный взгляд на теорию книговедения, историю письма, книги и книжного дела от античности до наших дней. Подробно и всесторонне рассматриваются национальные, технологические и иные особенности развития кинопроизводства и книгораспространения.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей вузов культуры, работников издательств, полиграфических и книготорговых предприятий. Он может быть использован в учебных заведениях, готовящих специалистов в области книгоиздания и книжной торговли. Учебник будет полезен исследователям, занимающимся изучением книговедения и истории книги, а также всем интересующимся книжной культурой прошлого и настоящего.
Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е.Ю. Гениева. – М.: РОССПЭН, 2008. – 208 с.
Монография Е.Ю. Гениевой, известного литературоведа, библиографа, культуролога, посвящена теоретическим и практическим аспектам межкультурной коммуникации в библиотеке. Автор рассматривает современную библиотеку в контексте актуальных культурологических концепций как один из важнейших институтов общества, который не только собирает и хранит документы, но и принимает активное участие в социализации читателей, способствует формированию плюралистического видения и основ толерантного мышления.
Гриханов Ю.А. Библиотека – Вселенная информации и культуры. Избранное (1977–2009) / Ю.А. Гриханов. – М. : ГУК г.Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова», 2009. – 400 с.
Юрий Александрович Гриханов, канд. пед. наук, заслуженный работник культуры РФ. Он известен в нашей стране и за рубежом как автор более 100 научных и публицистических статей, защищающих право каждого на свободный доступ к информации и культурным ценностям, инициатор и активный участник создания российского законодательства по библиотечному обслуживанию населения, главный редактор первой в истории страны «Библиотечной энциклопедии».
Названия публикуемых материалов говорят сами за себя: «Что нужно знать каждому о библиотеке», «Закон для читающей России», «Защитить права личности», «Законодатель, почитай законы свои», «Экономить на библиотеках – разоряться на тюрьмах», «Библиотечное дело страны на рубеже тысячелетий», «Автономное библиотечно-информационное обеспечение космических экспедиций».
Голубева Н.Л. Детская библиотека: современные проблемы развития : научно- методическое пособие / Н.Л. Голубева. – М.: Литера, 2009. – 160 с.
В пособии рассмотрен широкий спектр проблем: предпосылки институционализации детской библиотеки в России, миссия и функциональная сущность детской библиотеки в современном обществе, основные направления взаимодействия детской библиотеки с институтами школы и семьи.
Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М. Я. Дворкина. – М. : «Издательство ФАИР», 2009. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).
Впервые комплексно исследуется библиотечно-информационная деятельность, дается анализ ее эволюции в традиционной и электронной среде. Данная деятельность рассматривается с позиций системно-деятельностного, эволюционного и синергетического подходов. Характеризуются ее сущность, структура, виды, технологические и организационные вопросы, инновационные процессы. Библиотечно-информационная деятельность представлена в контексте управления знаниями.
Книга предназначена для библиотековедов, специалистов библиотек, может быть использована в качестве учебного пособия при изучении дисциплин «Введение в специальность», «Библиотековедение: общий курс» и специального курса «Библиотечно-информационная деятельность теория: технология, организация».
Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России–2008. Тенденции и проблемы / Б.В. Дубин. – М.: МЦБС, 2008. – 80 с.
В основу издания положены данные общероссийского опроса, проведенного в сентябре 2008 г. Аналитическим центром Юрия Левады («Левада-Центр») по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Анализируется изменения картины массового чтения россиян в сравнении с позднесоветской ситуацией и с годами «перестройки», наметившиеся еще к середине 1990-х гг. и окончательно обозначившиеся в 2000-е гг. Основные проблемы и тенденции в массовом чтении рассматриваются во взаимосвязи с процессами социокультурных изменений в России.
Дубинина О.А. Библиотека в пространстве современного города: Архитектура и дизайн. От прошлого к будущему / О.А. Дубинина. – М. : Библиомир, 2014. – 160 с: ил., 32 с. ил.
Как сделать библиотеку «третьим местом», создать «умную» городскую среду, поистине общественное и коммуникационное пространство, совместить технологии и бережное отношение к природе, амбиции архитектора и интересы простых людей, как избавиться от городских развалин, но сохранить «память места» и добиться диалога эпох и культур – ответы на эти вопросы и составляют содержание книги.
Доступно излагаются вопросы трансформации архитектуры библиотеки от древности до наших дней и прогнозируются возможные пути развития в будущем.
Библиотека рассматривается как особый элемент социокультурного пространства и часть стратегии развития городов, а ее архитектура и дизайн – в роли интегрирующего и консолидирующего общество фактора. Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия и взаимовлияния библиотеки и современной городской среды.
Представлен иллюстративный материал с авторскими комментариями.
Жаркова Л.С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности: научно-практическое пособие / Л.С. Жаркова. – М.: Литера, 2009. – 111 с
Одним из основных направлений работы в областных, городских, районных библиотеках является социально-культурная деятельность, в числе составляющих которой – информационно-просветительская, художественно-публицистическая и культурно-развлекательная функций. Настоящее научно-практическое пособие предлагает современные методики организации работы в сфере социально-культурной деятельности.
Захаренко М.П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход: науч.-практ. пособие / М.П. Захаренко; предисл. Ю.Н. Столярова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2013. – 240 с.
Материал пособия отражает актуальную для библиотековедения и современной библиотечной практики проблему управления профессиональной мотивацией молодых библиотечных специалистов.
Аналитически оценивается состояние кадровой ситуации в библиотечной отрасли, сопоставляются и логически интерпретируются социально-демографические параметры молодых библиотечных специалистов. На основе обобщения практического опыта и материала проведенного автором эмпирического социологического исследования представлены факторы, влияющие на формирование профессиональной мотивации молодых библиотечных сотрудников, аргументированы мотиваторы и демотиваторы их профессиональной деятельности, обоснован необходимый комплекс организационно-управленческих условий формирования и развития позитивной профессиональной мотивации молодого библиотечного персонала с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды библиотеки.
Содержащийся в книге методологический и теоретико-прикладной материал представляет научно-практический интерес, вводит в профессиональный оборот новые подходы к управлению молодым персоналом библиотеки с использованием принципов и методов мотивационного менеджмента в его интерпретации к библиотечной сфере. Сформулированы предложения по оптимальным условиям мотивационного управления молодыми библиотечными специалистами применительно к отдельной библиотеке.
Издание адресовано руководителям, специалистам кадровых и методических служб библиотек, а также студентам и преподавателям профильных вузов, слушателям системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных работников. Оно может быть использовано в качестве учебного пособия при подготовке магистров библиотечно-информационной деятельности и аспирантов.
Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг; под ред. Л.А. Казаченковой. – М.: «Издательство ФАИР», 2007. – 528 с.: ил. – (Специальный издательский проект для библиотек).
Цель настоящей книги – предоставить читателю возможность первоначального ознакомления с обзорным и фактическим материалом по данной тематике. По сути это – полномасштабное введение в курс по электронным документам, электронным фондам и публикациям и электронным библиотекам, хотя по ряду разделов мы достаточно серьезно углубились в разъяснение этих явлений действительности.
Инновации в библиотеках: сборник статей / Российская гос. б-ка, Научно-исслед. отд. библиотековедения; [сост. М.Я. Дворкина, Е.Н. Гусева]. – М.: Пашков дом, 2010. – 132 с.
Коллектив авторов, представляющий собой различные регионы и библиотеки нашей страны и ближнего зарубежья, рассматривает факторы, условия и складывающиеся тенденции информационного развития библиотек, намечает пути дальнейшего развития библиотечно-информационных учреждений страны.
Сборник предназначен для сотрудников библиотек, студентов и аспирантов вузов культуры, всех интересующихся проблемами развития библиотечно-информационной сферы.
Каптерев А. И. Информатизация социокультурного пространства / А.И. Каптерев. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 512 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).
Данная книга по праву может быть названа авторским учебником по сложной теме «Информатизация социокультурного пространства», которую А.И. Каптерев предлагает трактовать с позиций различных наук. Данная точка зрения высказывалась ученым в многочисленных публикациях, докладах на профессиональных конференциях, семинарах, круглых столах.
В книге дается представление о культуре и направлениях ее формирования на различных уровнях, о структуре информационного пространства, о предпосылках и последствиях информатизации общества, о структуре профессионального пространства, о формировании профессиональной, информационной, компьютерной культуры студента, о целях и способах формирования виртуальной среды.
Книга адресована студентам, аспирантам, преподавателям, библиотекарям-практикам, культурологам, социологам и психологам.
Качанова Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: учеб. пособие / Е.Ю. Качанова; ХГИИК; науч. ред. А.Н. Ванеев. – СПб.: Профессия, 2007. – 336 с. – (Серия «Библиотека»)
В пособии рассматриваются основные понятия инновационно-методической деятельности библиотек, характеризуются этапы инновационных процессов, особенности реализации инноваций различных видов, технология изучения, управления и документирования инновационной деятельности.
Рекомендуется студентам, изучающим вопросы управления деятельностью библиотек в новых условиях общественного развития, аспирантам и преподавателям вузов культуры и искусств.
Коршунов О.П. Библиографоведение : учебник / О.П. Коршунов, Н.К. Леликова, Т.Ф. Лиховид ; под общ. ред. О.П. Коршунова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2014. – 288 с.
В учебнике всесторонне характеризуется библиографоведение как научная дисциплина: ее основные понятия, структура, место среди смежных дисциплин, история формирования теории библиографии в России и за рубежом.
Учебник предназначен для преподавателей и студентов библиотечно-информационных факультетов вузов культуры, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность». Он может использоваться студентами колледжей культуры, обучающимися по тому же направлению, а также в системе повышения квалификации библиотечных работников.
Коряковцева Н.А. Библиотеки и образование: учебно-методическое пособие / Н.А. Коряковцева. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 128 с.
Книга посвящена изменениям, которые произошли в образовании, в деятельности вузовских библиотек, в сфере чтения в результате информатизации. Предпринятый информационный подход к истории позволил проследить изменения во взаимодействии человека с информацией и средствами доступа к ней на разных этапах развития общества – от устного периода до компьютерного, увидеть изменения в самом человеке.
Структура и содержание разделов помогут читателю увидеть роль библиотек и образования в социализации личности.
Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям, специалистам информационно-библиотечной сферы, сферы образования, а также тем, кого интересует информационный аспект в жизни общества.
Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ: справочник: в 3 т. – Т. 1: А-И. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: ГПНТБ России, 2009. – 364 с.
Настоящий справочник является единственным изданием подобного рода на пространстве Российской Федерации и стран СНГ.
В справочнике приведены данные об ученых, руководящих и ведущих сотрудниках библиотек, библиотечных и информационных учреждений и организаций, органов управления библиотеками, а также вузов культуры Российской Федерации и стран СНГ.
Издание предназначено для специалистов библиотечно-информационной сферы, министерств и ведомств, издательских и книготорговых организаций, организаторов конференций и симпозиумов, работников высшей школы, читателей библиотек.
Клюев В.К. Управленческая экономика российской библиотеки: Тем. сб. избр. работ / В.К. Клюев / Междунар. акад. информатизации. Отд-ние библиотековедения; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Центр, гор. б-ка – мемориал, центр «Дом Гоголя»; Авт. вступ. ст. Ю.А. Горшков. – М: «Издательство ФАИР», 2007. – 384 с.
В сборнике, подготовленном к пятидесятилетию автора, собраны написанные в разные годы наиболее значимые и сохранившие научно-практическую актуальность работы по экономико-управленческим и организационно-правовым вопросам деятельности библиотек.
Клюев В.К. Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки: Учеб.-метод. пособие / В.К. Клюев. – М.: Литера, 2011. – 112 с.
В данном учебном пособии систематизированы знания в области организационно-экономических аспектов деятельности российской библиотеки. Его проблематика отражает актуальные вопросы управленческой экономики библиотеки, в частности, формирования библиотечного ресурсного комплекса, экономического анализа деятельности библиотеки, многовекторной инициативной экономической активности библиотеки, экономического стимулирования труда библиотечного персонала, маркетинговой поддержки. Анализируется юридическая база организационно-экономических аспектов деятельности отечественной библиотеки, особое внимание уделяется локальной внутрибиблиотечной нормативно-правовой регламентации экономических правоотношений.
Издание ориентировано на современных библиотечно-информационных специалистов. Оно позволит активизировать профессиональное экономическое мышление с учетом существующего правового поля и успешно реализовать в повседневной деятельности эффективные экономические модели функционирования библиотеки как социально-культурной системы, своевременно применять разновариантные экономические подходы, умело использовать адекватные методы и перспективные формы инициативного хозяйствования.
Клюев В.К., Бойкова О.Ф. Ресурсное обеспечение библиотек на основе государственного и муниципального заказа: научно-методическое пособие / В.К. Клюев, О.Ф. Бойкова. – М.: Литера, 2010. – 88 с.
В пособии рассматриваются практические аспекты использования в библиотечной деятельности положений законодательства РФ о закупке товаров, выполнении работ и оказании услуг, а также участии библиотек в закупке товаров, работ, услуг (проведении котировок, конкурсных торгов, открытых аукционов).
Кудрина Е.Л., Рудич Л.И., Утин Е.В. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы: Учеб. пособие / Е.Л. Кудрина, Л.И. Рудич, Е.В. Утин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Издательство ФАИР», 2006. – 224 с.: ил. – (Специальный издательский проект для библиотек).
В книге представлены основы стратегического и оперативного планирования в систематизированном изложении применительно к учреждениям социально-культурной сферы. С позиций общетеоретических планирование рассмотрено как одна из функций управления и как практическая управленческая деятельность. Описаны методы и технологии планирования.
Пособие рассчитано на студентов, преподавателей учебных заведений культуры и искусства в области менеджмента, а также руководителей, методистов и специалистов учреждений культуры и искусства.
Ловкова Т.Б. Библиотека как центр досуга: учебно-методическое пособие / Т.Б. Ловкова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с.
В пособии рассматриваются актуальные вопросы функционирования публичных библиотек как центров досуга. Проблемно-ориентированный подход и широкий исторический контекст позволили автору книги раскрыть весь спектр направлений досуговой деятельности отечественных библиотек, проследить эволюцию данного вида библиотечного обслуживания. Особое место в пособии занимает описание диалоговых форм библиотечной работы, кружков, игротек и клубов по интересам.
В приложениях содержится богатый методический материал: вопросники, викторины, практические задания, интеллектуально-словесные игры.
Пособие предназначено для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и библиотечных колледжей. Оно будет интересно библиотекарям-практикам и всем, кто занимается организацией досуговой деятельности в условиях публичных библиотек.
Мальгин А.С. Гимн книге: энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 536 с.
Книга содержит сведения о занимательных и, как правило, малоизвестных фактах и событиях из истории книжной культуры. Увлекательные очерки и рассказы посвящены древнейшим памятникам письменности, выдающимся «вечным» книгам – Библии и Корану, замечательным произведениям древнерусской книжности, возникновению книгопечатания, знаменитым отечественным и зарубежным издателям и типографам. Большое внимание уделено великим библиотекам: от Александрийской до Румянцевской.
Наряду с описанием событий, преданиями и легендами из истории книги, письменности и библиотек в издании приводятся афоризмы, крылатые выражения и высказывания выдающихся личностей всех времен и народов о роли книги в общественном развитии на разных ступенях цивилизации.
Предлагаемое научно-популярное издание представляет несомненный интерес для библиотекарей и в то же время способно стать любимой книгой массового читателя.
Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Ю.П. Мелентьева: Отделение историко-филол. наук РАН ; Науч. совет РАН «История мировой культуры». – М. : Наука, 2010. – 182 с.
Книга известного российского библиотековеда, доктора педагогических наук, профессора, вице-президента Русской ассоциации чтения Ю.П. Мелентьевой посвящена осмыслению такого сложного и многогранного явления, как чтение. Автор дает представление о сущности чтения как феномена; об изменениях самого процесса чтения в различные эпохи (чтение вслух, чтение про себя, чтение с экрана) в разных странах, и прежде всего в России; об особенностях чтения как интеллектуальной деятельности; об основных практиках и приемах чтения, а также о характере современного чтения некоторых групп российских читателей. Значительное внимание уделено проблеме чтения как средства развития и социализации личности, а также анализу практики привлечения к чтению нечитающих групп населения в России и других странах.
Для библиотековедов, книговедов, сотрудников библиотек, студентов и аспирантов.
Меньщикова С.П. Современные критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности : практическое пособие / СП. Меньщикова. – М.: Литера, 2009. – 112 с.
В книге рассмотрены проблемы оценки эффективности библиотечной деятельности в условиях рыночных отношений и трансинформационной сферы. Исследованы основные понятия оценки продуктивности технологических процессов, повышения качества конечного общественного продукта.
Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание: теория и практика / И.Г. Моргенштерн; сост. и науч. ред. ГА. Губанова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2011. – 176 с.
Книга включает второе издание научно-практического пособия выдающегося отечественного библиотековеда профессора И.Г. Моргенштерна (1932–2008) «Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках» (1-е изд., 1999), в котором излагаются теоретические основы СБО, кратко прослеживается его история. Основное внимание уделено технологии СБО. Варианты справочно-библиографического поиска проиллюстрированы многочисленными примерами выполненных справок. Освещены основы организации справочно-библиографической службы и формирования системы СБО.
В самостоятельный раздел отобраны научные статьи 1999–2007 гг., в которых обозначенные проблемы рассматриваются с учетом изменений, происходящих в современной информационно-библиографической среде.
В третий раздел включены материалы (статьи, наблюдения, заметки) по проблемам библиографической деятельности из электронного еженедельника «ИнфоБиблио», автором и создателем которого был И.Г. Моргенштерн.
Издание ставит своей целью оказать помощь специалистам в организации и совершенствовании СБО в различных типах библиотек, подготовке и повышении квалификации кадров.
Пашин А.И. Управление библиотечным делом: системный подход: учебно-метод. пособие . / А.И. Пашин. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 168 с.
Пособие написано в связи с утверждением Министерством образования и науки РФ Примерной программы дисциплины «Управление библиотечным делом» для высших библиотечно-информационных учебных заведений.
В книге нашли отражение: эволюция взглядов на библиотеку и библиотечное дело ученых, писателей, библиотечных деятелей; история развития библиотечного обслуживания населения и создания системы управления библиотечным делом в России; формирование российского законодательства, регулирующего библиотечно-информационную деятельность; основы и принципы управления библиотечным делом. Исследуются проблемы управления отраслью на современном этапе, раскрываются закономерности и особенности его развития, условия взаимодействия с внешней средой. Анализируются новые законодательные акты в сфере библиотечного дела и смежных областях.
Издание предназначается преподавателям и студентам библиотечно-информационных факультетов, работникам библиотек, руководителям органов управления культурой.
Равинский Д.К. Библиотека и вызовы XXI века. / Д.К. Равинский. - РНБ. – СПб, 2011. – 132 с.
В монографии Д.К. Равинского рассмотрены социальные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня библиотеки развитых индустриальных стран. Материалы из зарубежных библиотечных журналов позволяют показать эти проблемы глазами рядовых библиотечных работников. Анализ таких проблем как «Отношение общества к финансированию библиотек», «Оценка эффективности деятельности библиотек», «Библиотеки как общественное пространство» и др. будет интересен как специалистам – библиотековедам, так и библиотекарям-практикам.
Сагитова Л.К. Информационные ресурсы Росинформкультуры : научно- методическое пособие / Л.К. Сагитова. – М.: Литера, 2009. – 128 с.
В научно-методическом пособии подробно представлена деятельность Росинформкультуры и те вопросы, которые библиотеки решают, используя диапазон знаний о деятельности этой организации. Чтобы оптимально использовать возможности Росинформкультуры, нужно знать ее историю, структуру, компетенцию, перспективы использования новых информационных технологий. Пособие полезно для использования в своей практической деятельности – библиотекарям, преподавателям, аспирантам и студентам вузов культуры.
Самохина М.М. Социолог в библиотеке, или библиотекарь как социолог: практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать. / М.М. Самохина. – М.: Рос. гос. юнош. б-ка., 2008. – 194 с.
В книге представлена система рекомендаций по организации и проведению социологических исследований как в библиотеке, так и за ее пределами. Автор – кандидат социологических наук, участник и руководитель многих исследований по проблемам чтения и библиотеки.
Пособие адресовано библиотекарям, занимающимся исследовательской работой, а также может быть полезно преподавателям и студентам колледжей и вузов культуры.
Соколов А.В. Социальные коммуникации : учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» / А. В. Соколов ; науч. ред. Г. В. Михеева. – Санкт-Петербург : Профессия, 2014. – 288 с.
В учебнике рассматриваются место и роль документа в системе социальных коммуникаций, представлена вся проблематика социальных коммуникаций, имеющая значение для современной библиотечно-информационной деятельности. Исходя из понимания коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени, рассмотрены формы, виды, уровни коммуникационной деятельности, структура групповой и общественной памяти, разновидности коммуникационных каналов и периодизация эволюции социальных коммуникаций, включая мультимедийную коммуникацию в информационном обществе. Учебник носит междисциплинарный характер, в нем учтены взаимосвязи библиотековедения, библиографоведения, книговедения с прочими общественными и гуманитарными науками в области коммуникационной проблематики.
Настоящий учебник является первым учебным пособием по социальным коммуникациям, специально адресованным студентам библиотечно-информационной школы и адаптированным к требованиям федерального образовательного стандарта третьего поколения. Он может быть использован библиотекарями-библиографами практиками и информационными работниками для повышения квалификации и самообразования.
Соколов А.В. Науки об информации и библиотекарь: профессионально- мировоззренческое пособие / А.В. Соколов. – М.: Литера, 2010. – 144 с.
Задача пособия – проследить формирование и распространение информационного подхода в общественных, естественных, технических науках и осмысление информации в отечественной философии.
Пособие адресовано практикам библиотечного дела и библиографии, повышающим свою квалификацию, преподавателям и учащимся библиотечно-информационной школы, а также всем, ищущим ответ на вопрос «что такое информация?».
Столяров Ю.Н. Формирование библиотечного фонда: практ. пособие / Ю.Н. Столяров; МГУКИ. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – 508 с: ил.
В пособии с современных позиций освещен весь комплекс вопросов, связанных с функционированием библиотечного фонда библиотек различных типов и видов. Библиотечный фонд представлен как сложная система, имеющая подсистемы и элементы, обладающая специфическими признаками, свойствами и функциями. Рассмотрено место библиотечного фонда в системе документных фондов страны. Раскрыта теория функционирования библиотечных фондов всех типов и видов.
Изложенные теоретические положения служат фундаментом для понимания и постановки технологии формирования библиотечного фонда, т.е. его комплектования, учёта, обработки, размещения и доставки документов библиотечным пользователям.
Пособие предназначено для студентов, преподавателей, аспирантов библиотечных факультетов, а также других образовательных структур, занимающихся подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой библиотечных кадров, их дополнительным образованием. Практиками-фондохранителями оно может быть использовано для самообразования.
Столяров, Ю. Н. Документный ресурс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Н. Столяров. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 224 с. – (Спец. серия «Профессиональный практикум»)
Книга является исправленным и значительно дополненным переизданием одноименного пособия, вышедшего в свет в 2001 году. В ней рассказывается о документных массивах, документных фондах и документных потоках, составляющих национальный документный ресурс России. Особенно обстоятельно охарактеризованы ресурсы самых крупных специализированных документных систем – библиотек, архивов, музеев, органов информации. В издании учтены новые взгляды на сущность понятия «документ», расширено представление о видах документных ресурсов, функционирующих в обществе.
Пособие предназначено для студентов и практических работников документо-коммуникационной сферы: документистов, библиотекарей-библиографов, книговедов, архивистов, музееведов и др., а также для системы повышения квалификации.
Стороженко З.С. Мастерство делового общения: путь к успеху : учебно- методический практикум / З.С. Стороженко. – М. : Литера, 2009. – 128 с.
В работе использован результативный зарубежный и отечественный опыт применения принципов деловой риторики в создании успешного сотрудничества партнеров. Учтены требования современного протокола, регламентирующего деловые контакты в официальной и неофициальной обстановке. Предназначено для аспирантов, студентов вузов культуры и искусств, работников учреждений сферы культуры и всех желающих оптимизировать служебные взаимоотношения в социально-культурной сфере.
Стрелкова И.Б. Формирование кадровых ресурсов библиотек в новой информационной среде : научно-практическое пособие / И.Б. Стрелкова. – Минск : Новое знание, 2008. – 223 c.: ил. – (Профессионалам библиотечного дела).
В пособии рассматривается направления кадровой работы библиотек: формирование кадровых ресурсов, методы подбора и отбора персонала; оценка деятельности работников. Показано место профессионального обучения и повышения квалификации кадров. В основу книги легли результаты исследования состояния и перспектив развития кадровых ресурсов вузовских библиотек Республики Беларусь.
Практическое пособие содержит предложения и рекомендации по вопросам управления персоналом, а также статистические и социологические исследования – разработанные автором документы, образцы анкет, формы анализа собранного материала, программы и пр.
Адресуется руководителям библиотек, преподавателям, аспирантам и студентам библиотечных специальностей высших и средних специальных учебных заведений.
Сукиасян Э.Р. Повышение квалификации сотрудников библиотеки: практические советы руководителю / Э.Р. Сукиасян. – М.: ГПНТБ России, 2008. – 74 с.
В пособии всесторонне рассматриваются цели, задачи, направления, формы и методы работы по повышению квалификации сотрудников библиотек (с учетом различных категорий работников), а также организационные вопросы.
Адресовано руководителям библиотек, лицам, непосредственно занимающимся в библиотеках повышением квалификации, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами управления персоналом.
Сукиасян Э.P. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент : избр. ст. 2004–2011 гг. / Э.Р. Сукиасян. – СПб. : Профессия, 2011. – 430 с.
Сборник содержит статьи автора 2004–2011 гг., анализирующие отечественный и зарубежный опыт в области библиотечного образования и кадрового менеджмента. Значительная часть книги посвящена библиотечной профессии, ее особенностям, вопросам престижа профессии, профессиональному воспитанию молодых кадров. Текст, при необходимости, сокращен или дополнен комментариями.
Статьи автора до 2003 г. были опубликованы в сборнике «Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование» шесть лет назад (Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 448 с).
Для широкого круга библиотекарей-практиков, руководителей библиотек, специалистов, занимающихся управлением персонала, студентов и преподавателей.
Суняйкина Т.В. Репертуар художественной книги для подростков: процессы формирования и освоения : учебно-методическое пособие / Т.В. Суняйкина. – М.: Литера, 2009. – 155 с.
Книга посвящена одной из важнейших тем библиотековедения – методической деятельности библиотек. Формулируются профессиональные и личностные требования к высококлассному библиотечному методисту, раскрываются пути его становления как специалиста. Рассматриваются особенности организации труда в методических отделах библиотек и применения новых информационных технологий в отдельных направлениях их работы.
Представлены взгляды библиотекарей и руководителей на образ методиста. Освещены вопросы налаживания профессиональных коммуникаций. На этой основе предлагается формула успеха методиста библиотеки.
Суслова И.М., Клюев В.К. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учеб. для вузов культуры и искусств / И.М. Суслова, В.К. Клюев; под общ. ред. И.М. Сусловой; МГУКИ. – СПб.: Профессия, 2009. – 600 с.
Первый комплексный учебник, систематизирующий знания в области менеджмента библиотечно-информационной деятельности. В учебнике излагаются теоретические, организационные, психологические основы информационно-библиотечного менеджмента. Раскрыты теоретико-прикладные аспекты библиотечного права и экономики.
Особенностью учебника является его высокая информативность, отказ от «рецептурного» метода подачи материала, подход к рассмотрению актуальной проблематики с позиций наиболее эффективного использования потенциала современных библиотек в целях их успешного развития.
Учебник предназначен студентам, магистрантам, аспирантам, обучающимся в системе профессионального образования библиотечно-информационных кадров, а также слушателям системы повышения квалификации и руководителям библиотек.
Суслова И.М. Стратегическое управление библиотекой / И. М. Суслова – М.: МЦБС, 2008. – 256 с.
В книге рассматривается теория и практика стратегического управления библиотекой в контексте социально-политических и экономических реформаций российской действительности. Комплексно представлена методология организации стратегического управления: формулирование миссии и стратегических целей, анализ внешней и внутренней сред библиотеки, подходы к разработке стратегических альтернатив, проблемы реализации стратегических решений. Со стратегических позиций рассматриваются такие направления информационно-библиотечного менеджемента, как управление проектами, маркетинг, управление персоналом.
Книга предназначена для широкого круга читателей, осваивающих методологию стратегического управления информационно-библиотечной деятельностью. Книга будет интересна руководителям библиотек, студентам вузов, слушателям системы повышения квалификации по специальности «Менеджмент библиотечной деятельности».
Творчество как формула жизни. Страницы биографии О.С. Чубарьяна / [сост., организатор проекта Л.М. Инькова]; Рос.гос.б-ка. – М.: Пашков дом, 2008. – 376 с.:ил.
Книга воссоздает образ выдающегося библиотековеда Огана Степановича Чубарьяна (1908-1976). Современный читатель получает возможность ознакомиться с творческим наследием большого ученого, теоретика и организатора библиотечного строительства. Воспоминания коллег и учеников, сына О.С. Чубарьяна раскрывают значение его работ для развития библиотечной науки и практики XX века, характер его провидческих идей, многие из которых еще ждут своего воплощения.
Федоров А.О. Библиотечная блогосфера: В чем феномен библиотечного блога? / А.О. Федоров; Российская гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2013. – 87 с.
Автор увлекательно рассказывает на страницах своей книги о библиотечном блоге как инструменте, затрагивающем практически все сферы профессиональной деятельности библиотек. Сегодня – это удобные и быстрые каналы передачи информации, и библиотека XXI в. не может обойти их стороной.
Книга будет интересна начинающему блогеру и библиотечному работнику, преподавателю и студенту, каждому современному человеку.
Фокеев В.А. Библиографоведение. Информатика: Терминологический словарь/ В.А. Фокеев. – М.: Литера, 2009. – 488 с.
Терминологический словарь представляет собой свод более 3000 терминов с лапидарными определениями непосредственно по теории, методологии, организации, технологии электронной библиографии. Даны определения основных терминов государственных стандартов с указанием на конкретные ГОСТы.
закрыть просмотр
Одним из старейших профессиональных журналов по библиотечному делу является журнал «Библиотека». В журнале освещаются вопросы специфики работы различных видов библиотек, проблемы социологии чтения, фондоведения, подготовки и повышения квалификации библиотечных работников, внедрения новых технологий, библиотечного краеведения; публикуются материалы по истории и теории библиотечного дела. Широко представлены статьи о массовой работе библиотек.
Аврамова М. Б. Общедоступные библиотеки: деградация или развитие? // Библиотека. – 2018. - № 1. - С. 6–10.
Как приостановить сокращение сети библиотек? Своими наблюдениями и мнением по этомунаболевшему вопросу делится заведующая сектором научно-методического отдела Российской национальной библиотеки Маргарита Борисовна Аврамова. Маргарита Борисовна очень подробно рассказывает о роли социальных нормативов в строительстве библиотечной сети на территории регионов России. Также автор приводит примеры регионов, на территории которых удалось решить данную злободневную и волнующую все библиотечное сообщество проблему с минимальными потерями.
Хейкинен, С. Преврати идею в проект / С. Хейкинен // Библиотека. – 2018. - № 1. - С. 21–27.
А как же найти оптимальные формы методического обеспечения и взаимодействия с коллегами и общественностью? На этот вопрос ответит Светлана Хейкинен, главный библиотекарь информационно-библиотечного объединения г. Заречного Пензенской области. Автор делится опытом своей работы и предлагает оптимальные формы и подходы к решению задач методической службы с точки зрения инновационной деятельности библиотеки. Статья будет интересна специалистам и поможет в осуществлении поставленных задач.
Клинкова, Ю. Протяните руку помощи новичку // Ю. Клинков / Библиотека– 2018. - № 1. - С. 32–35.
Актуальную в последнее время тему наставничества затрагивает Юлия Клинкова, библиотекарь Областной детской библиотеки г. Самары Автор подробно рассказывает, как наладить процесс наставничества для молодых и вновь принятых сотрудников библиотеки. Ведь наставничество, как модернизированный метод работы обучения персонала, вновь становится актуальным у руководителей. Автор дает оценку эффективности системы наставничества и приводит примеры, которыми можно воспользоваться специалистам для развития и обучения персонала в библиотеке.
Свирид, Ю. Бюро по розыску пропавших книг, или Ключ, открывающий все двери / Ю. Свирид // Библиотека. – 2018. - № 1. - С. 43–46.
Большой интерес представляет статья Юлии Свирид, заведующей отделом Республиканской детской библиотеки г. Абакана. Статья своевременна, так как 2018 год объявлен Годом волонтера, а автор рассказывает о богатом опыте работы добровольческого клуба «Юные друзья библиотеки». Работа в клубе дает возможность реализовать свои знания и умения на благо других, расширяет круг друзей и помогает постичь азы библиотечной деятельности людям, для которых библиотека – источник знаний и творческого самовыражения.
Не меньший интерес должны вызвать и другие статьи, опубликованные в этом номере.
Инденбом, А. Персональная защита, или как не допустить утечки информации / А. Индебом // Библиотека. - 2018. - № 2. - С. 40–42.
Технический процесс затронул все стороны нашей жизни, отразился он и на работе библиотек: появилась возможность оцифровывать книги и предоставить удаленный доступ к своим фондам. В связи со стремительным развитием этого процесса возникла необходимость в защите данных как читателей, так и сотрудников учреждений. Федеральный закон № 152 « О персональных данных» был принят больше 10 лет назад. Однако вопросов, связанных с реализацией его положений, меньше не становится. Автор рассказывает о применении закона в библиотеке.
Шуйская, Т. Трибуна для смелых идей: обзор региональной практики / Т. Шуйская // Библиотека. - 2018. - № 2. - С. 24–30.
Библиотеки продолжают поиск новых и эффективных форм работы, учитывая интересы и потребности пользователей. В статье Татьяны Шуйской, заведующей отделом Областной научной библиотеки, приводится анализ инновационной деятельности муниципальных библиотек Курской области.
Костина, О. По собственному стандарту: оптимизация без потерь / О. Костина // Библиотека. – 2018. - № 3. – С. 17-22.
Стало привычным позиционировать библиотеки как многофункциональные центры, где можно не только взять книги, но и поучаствовать в культурно-досуговых мероприятиях, пообщаться с единомышленниками в клубах по интересам, получить правовую информацию, воспользоваться компьютером. Но библиотека все же должна оставаться центром книжной культуры. Как объединить все в одной библиотеке в своей статье рассказала Ольга Петровна Костина, директор Областной детской библиотеки г. Новосибирска.
Уварова, Е. Общение с молодежью в залах и сетях / Е. Уварова // Библиотека. – 2018. - № 3. – С. 37-42.
В задачи любого социального института, работающего с подрастающим поколением, включается образовательно-воспитательный аспект. Но деятельность библиотеки имеет важные особенности. Прежде чем продвигать чтение среди молодежи, нужно понять, что ей интересно. Для этого специалисты городской библиотеки г. Орла использовали опрос, анкетирование и наблюдение. .
Коковенкова, Л. Лучшие идеи всегда витатют в воздухе / Л. Коковенкова // Библиотека. – 2018. - № 3. – С. 63 – 65
Сегодня в детских библиотеках активно используется выставка-игра. Читателю предлагается не только познакомиться с представленными книгами, но и выполнить некоторые задания. Насколько интересным, востребованным, эффективным окажется подобное событие, зависит от творческой активности и фантазии специалиста. Коковенкова Лариса, библиотекарь Центральной детской библиотеки г. Ярославля, в своей статье предлагает обзор выставок, которые можно взять на вооружение в своей библиотеке: выставка-чайнворд, выставка-квест, выставка-пазл, выставка-конструктор, выставка-тест. .
Окружная, Т. Городская среда под открытым небом: летние библиопленэры / Т. Окружная // Библиотека. – 2018. - № 3. – С. 69–72.
Творческая работа за пределами мастерской дает художнику возможность ощутить живой свет, познать истинную яркость красок. Так же и «неформальные» тематические праздники, проводимые внутри библиотеки и на улице, делают познание мира через книгу, искусство и игру более объемным, спонтанным, разрушают психологические барьеры, отделяющие потенциальных пользователей от еще неосвоенного ими культурного пространства. Об опыте работы Областной детской библиотеки г. Рязань на летних площадках можно узнать в статье Окружной Татьяны, директора библиотеки.
ДУРИНА, Л.МАРШРУТ НЕОБЫЧНОГО АВТОБУСА, ИЛИ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА КОЛЕСАХ / Л. Дурина // Библиотека. - 2015. - № 3. - С. 25-28. - (Грани профессии).
Проект «Читающий автобус» осуществляется специалистами Центральной межпоселенческой библиотеки г. Нижний Ломов (Пензенская область) с 2012 года. Его отличительными чертами являются: продолжительность, разноплановость, информативность, широкий охват библиотечным обслуживанием населения района. В рамках проекта пассажирам предлагалось стать пользователями передвижного читального зала. Записавшимся в импровизированную библиотеку предоставлялись книги и журналы, библиотекари рассказывали о клубах по интересам, консультациях и проводимых массовых мероприятиях.
В летнее время библиотечные специалисты делали остановки в отдаленных районах города, организовывали акции на детских площадках. Инновационная форма позволила приблизить библиотеку к населению, способствовала повышению престижа, пропаганде чтения. В результате проекта у передвижного читального зала появилось определенное количество новых читателей, которые были вовлечены в мероприятия по популяризации чтения и культурного досуга.
КАШИНА, Н. В ФОРМАТЕ НОН-СТОП / Н. Кашина, Н. Кондратьева // Библиотека. - 2015. - № 3. - С. 53-56. - (Идея).
О дне открытых дверей «Aseevka в формате non-stop», прошедшем в Курской областной научной библиотеке им. Н.Н. Асеева в Общероссийский день библиотек 27 мая.
За неделю до праздника жители города могли встретить на улицах промоутеров, задающих вопрос «Как пройти в библиотеку?». Такое название в этот раз носила акция раздачи флаеров, которые в этот раз не только представляли программу праздничного дня, но и являлись билетом для участия в моментальной беспроигрышной лотерее.
К праздничному дню были подготовлены индивидуальные и групповые экскурсии по экспозициям. Центральным событием в этот день стало открытие первого в Курской области Музея книги, размещенного в двух залах. Первый носит название «История возникновения и распространения книгопечатания», второй - «Книга как неотъемлемая часть историко-культурного процесса».
В арт-галерее «Творчество», которая служит площадкой для размещения экспозиций творческих работ уже много лет, в этот день состоялось открытие выставки «Библиотека на почтовой марке».
На стилизованном заборе «Забористые пожелания» гости мероприятия могли оставить свои пожелания и поздравления библиотеке и ее сотрудникам, друг другу.
ЧАДАЕВА, Л. ЗВУЧАТ ВЕСЕЛЫЕ ДИВЕРСМЕНТЫ, ИЛИ В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ТВОРЧЕСТВУ / Л.Чадаева // Библиотечное дело. - 2015. - № 5. - С. 15-18.
О различных направлениях деятельности отдела искусств Центральной городской библиотеки им.А.С. Пушкина г. Саров.
Сотрудниками отдела использованы разные методы работы для привлечения читателей.
Основной формой сотрудничества с разными школами искусств города является концертная деятельность, целью которой является привлечение детей в сами школы искусств. Для постоянных читателей в пространстве отдела было решено обустроить уголок рисования, где каждый месяц проводятся разные творческие мастерские, например: «Я рисую море», «Раскрась рисунок - назови мультфильм», «Унылая пора, очей очарованье».
Ежегодно специалистами организуется выставка, посвященная творчеству художников-юбиляров, композиторов. Некоторые оформленные выставки являются бинарными, т.к. затрагивают кроме искусства науку, историю, краеведение. На эти выставки отбираются книги с информацией об изобретениях, к ним прилагаются вопросы для усвоения информации.
Летний конкурс для читателей проводится уже много лет подряд. Отделом был объявлен локальный конкурс «Узнай за лето про чудеса света», цель которого - ознакомление детей с миром архитектуры. В рамках конкурса читатели познакомились с семью чудесами света, приняли участие в творческой мастерской «Город из коробок».
ЯКУНЧИКОВА, К. WI-FI НА ЯЗЫКЕ КЛАССИКИ / К. Якунчикова // Библиотечное дело. - 2015. - № 5. - С. 30-31.
Проект "Wi-Fi на языке классики", реализуемый специалистами читального зала «Отрочество» Центральной городской библиотеки им. А.С.Пушкина г. Саров, предполагает оформление выставки-квеста, совмещающую интерактивные и игровые моменты работы с книгой. Суть работы читателей состояла в том, чтобы получить код Wi-Fi, ответив на различные вопросы и пройдя все этапы выставки-квеста. За несколько месяцев были оформлены следующие выставки: «Таинственный Гоголь», «Тайны классиков», «Под Лермонтовской звездой».
«Современная библиотека» – научно-практический журнал об актуальных проблемах развития библиотечно-информационных и образовательных учреждений, о внедрении современных информационных и телекоммуникационных технологий в библиотеках, школах, информационных и культурных центрах, о чтении, книгах.
Лапина, Е. П. Территория новых возможностей / Е. П. Лапина // Современная библиотека. ‒ 2018. ‒ № 1. ‒ С. 16-19.
Специалисты отдела информационной деятельности Центральной городской библиотеки г. Омска приступили к реализации информационно-просветительского проекта «Компетентный Е-гражданин», цель которого ‒ формирование у населения города навыков ориентирования в информационных ресурсах и сервисах электронного государства. То, что для многих кажется простым и естественным, нередко вызывает большие сложности у представителей старшего поколения. Отсюда и возникает у пенсионеров острая потребность в приобретении начальных навыков работы с компьютером.
Морозова, К. А. Продвижение книги в Instagram / К. А. Морозова, А. А. Осипенко // Современная библиотека. ‒ 2018. ‒ № 1. ‒ С. 26-30.
В наши дни наличие сайта стало обязательным для библиотек, также всё больше библиотек создают официальные представительства в социальных сетях. Одним из сервисов активного общения с читателями является Instagram (бесплатное мобильное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями). Здесь предоставляется возможность публикации и потребления визуального контента, который, как известно, усваивается пользователем гораздо быстрее в сравнении с текстовым. Instagram позволяет проводить мониторинг отзывов и мнений пользователей о предоставляемых услугах, что обеспечивает мгновенную обратную связь. Основываясь на опыте, предлагаются рекомендации по продвижению своего контента:
–публикуйте посты каждый день, но не более один раз в час;
–используйте оригинальные фотографии;
–подписывайтесь на людей из вашей целевой аудитории, комментируйте и отмечайте понравившиеся фотографии;
–ставьте популярные в библиотечной сфере хештеги (#книги, #чточитать, #букстаграм, #книжныйотзыв, #чтоячитаю);
–измеряйте эффективность продвижения.
Юрик, И.В. «КБ-16»: коворкинг в научной библиотеке / И.В. Юрик // Современная библиотека. – 2018. – № 2. - С. 12-17.
Коворкинг (от англ. сo-working — совместная работа) — городское общественное пространство, коллективный офис, объединяющий людей для общения, обучения и творческого взаимодействия. В статье рассказывается о воплощении идеи коворкинга, оформлении пространства, продвижении в социальных сетях, полученных результатах и преимуществах. Проект «Коворкинг в БНТУ «КБ-16» стал победителем в республиканском конкурсе «Лучшая библиотека года».
Журнал
«Современная библиотека» № 2, 2018. Этот номер посвящен важной теме: обслуживанию людей с ограниченными возможностями здоровья. В обсуждение приняли участие именно обычные библиотеки, рассказали как взаимодействуют с этой категорией читателей, с какими проблемами сталкиваются и как их решают. (адрес доступа к полному тексту:http://sb.litera-ml.ru/articles/32/223).
Сегодня библиотека считается третьим местом после домашнего очага и места работы. Эта тема уже давно обсуждается в профессиональных кругах библиотечного сообщества. О том, как можно сделать из своей библиотеки именно такое третье место, можно познакомиться в статье «Библиотека – третье место: трезвый анализ модной идеи» в журнале «Современная библиотека № 3, 2018г. (адрес доступа к полному тексту: http://sb.litera-ml.ru/articles/32/225).
Шуйская, Т. В. Модельная... как из образца стать нормой / Т. В. Шуйская // Современная библиотека. ‒ 2018. ‒ № 3. ‒ С. 78-81.
Создание модельных библиотек (особенно в сельской местности) стало в последние годы главным перспективным направлением развития библиотечного дела в Курской области. В результате в 28 муниципальных районах и 4 городах было открыто 182 (26,6 % от общего количества библиотек) современных информационных универсальных учреждений, способных стать моделью для воспроизведения подобной концепции в других регионах Российской Федерации.
ГОРЯИНОВА Е. А. «В НАЗВАНИЯХ УЛИЦ – ИМЕНА ГЕРОЕВ» // Современная библиотека. – 2015. - № 4. – С. 18-19. – (Великой Победе посвящается).
В Централизованной системе библиотек г. Курска запущен новый проект – «В названиях улиц – имена героев». Он включает цикл патриотических акций, которые будут проводиться в течение 2015 года на улицах, носящих имена героев войны, и около памятников, установленных в их честь. Основная цель проекта – укрепление в сознании молодого поколения чувств гордости за своих дедов, благодарности по отношению к тем, кто ценой своей жизни защищал Родину; сопричастности к судьбе своего края и стране в целом. Имена героев Великой Отечественной войны увековечены в названиях более 20 улиц, площадей, переулков Курска. Библиотекари выходят на улицы города и рассказывают жителям, в честь кого названы улицы, какие сражения проходили на Курской земле и как высока, оказалась цена победы.
ПРОТОПОПОВА Е. Н. ЧТО ЧИТАЮТ УЧЕНЫЕ БРЯНЩИНЫ? // Современная библиотека. – 2015. - № 4. – С. 74-75. – (Опыт).
Повысить интерес к чтению или расширить кругозор молодежи можно по-разному. Но лучше всего сделать это на примере окружающих людей. И не просто людей, а заслуженных ученых! Эта мысль подвигла коллег из Областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева на реализацию проекта «Читаем вместе с научной элитой Брянщины». Идея возникла после того, как сотрудники получили в дар книги из личной библиотеки выдающегося российского ученого, изобретателя, педагога Георгия Ильича Сильмана (1935-2012). Авторы идеи определили задачи проекта: найти новые формы привлечения читателей, используя личные коллекции знаменитых деятелей области; создать информационный повод для знакомства с возможностями библиотек, стимулировать общественный интерес; получить поддержку со стороны местной научной элиты; отработать технология сетевого взаимодействия областной и поселенческой библиотек через реализацию совместного проекта.
ПЕРШИНА А. С. СТИЛЯГИ, АРЛЕКИН И БОЙЦЫ АЙКИБУДО // Современная библиотека. - 2014. - № 2. - С. 36-39. - ( Опыт).
Автор статьи, главный библиотекарь отдела просветительских программ Вологодской ОУНБ им. И.В. Бабушкина, председатель молодёжного совета библиотеки, член Молодёжного Правительства Вологодской области, рассказывает об опыте организации и проведения тематических библиотечных вечеринок.
"Современный посетитель библиотеки хочет, чтобы ему не просто дали книгу, а чтобы его удивили, предложили увидеть, потрогать, ощутить или даже попробовать на вкус что-нибудь незнакомое, интересное, необычное. Сотрудники библиотеки поняли, что развивая и впечатляя молодого читателя, вместе с ним непременно развиваются и они сами".
Проект Book-parties задумывался как представление в новом свете давно ушедшие эпохи, страны и континенты. Одна из самых первых и необычных - "Вечеринка в духе стиляг" - прошла в 2012 году. Следующей стала японская вечеринка "Сакура-пати", потом "Венецианский карнавал".
"Эффект от подобных встреч в библиотеке потрясающий! Счастливые читатели, довольные сотрудники и растущее число посещений".
Для желающих организовать нечто подобное в статье дан план подготовки встреч.
ВКУСНАЯ БИБЛИОТЕКА // Современная библиотека. - 2014. - № 2. – обложка.
Детская библиотека и "Открытые мастерские" библиотечной системы им. М.Ю. Лермонтова приняли участие в "Ресторанном дне". Ресторанный день - это международный фестиваль еды, во время которого каждый может открыть свой собственный ресторан на один день: дома, в парке или на улице. Название детского кафе "25 кило" взяли из произведений Н. Носова. Библиотекари предложили читателям блюда, описанные в детских книгах, которые были разложены на столах, чтобы можно было посмотреть из какой истории угощение.
ВНЕ СТЕН: НА УЛИЦЕ, В ПАРКЕ, ПЕРЕХОДЕ // Современная библиотека. - 2014. - № 1. - С. 70-73. - ( Опыт).
В поисках новых форм продвижения книги и чтения, наиболее подходящих к современной социальной ситуации, Смоленская ОУБ им. А.Т. Твардовского провела акцию "Каскад литературных удовольствий" в "Поэтическом переходе". В течение четырёх часов библиотекари предлагали пешеходам подземного перехода почитать и послушать стихи, принять участие в викторинах. В качестве помощников в акции принимали участие Клуб бардовской песни и фокусник-иллюзионист.
На главной площади города жил, работал и радовал смолян книжный городок "Буки в руки". Библиотекари предложили горожанам насыщенную программу с викторинами, уличными играми, занятиями рукодельным творчеством, выступлениями местных поэтов, выездным читальным залом. В мероприятии принимали участие театр уличного искусства, изостудия, студенты проводили экскурсии "Литературный Смоленск". Все мероприятия устраивались в рамках фестиваля "Читающий Смоленск".
КОНАКОВА А. К. "МЭЙКЕРСПЭЙС" - ТЕРРИТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА // Современная библиотека. - 2014. - № 1. - С. 24-29. - (Идея).
В последнее время широкое распространение в мире получает движение "мэйкеров" или, как можно перевести это слово на русский язык - творцов. В его основе лежит желание делать вещи своими руками. Большой интерес к этому движению проявляют американские библиотеки. В декабре 2013 г. в ГПНТБ состоялось специальное мероприятие Посольства США в Москве «Мэйкерспэйс: преображаем наши библиотеки».
"Мэйкерспэйсы" - один из трендов развития нового видения современной публичной библиотеки, который сохранит читателей и привлечёт новых. Его суть в развитии технического творчества.
"Мэйкерспэйсы", или пространство для творчества. По-русски - творческие мастерские. Они появились во многих американских библиотеках. Людям предоставляется возможность поэкспериментировать, поиграть с каким-то новым оборудованием, современными технологиями, а также заняться традиционным рукоделием. Но прежде всего это общественный центр, куда люди приходят пообщаться, поделиться знаниями и научиться чему-то новому. Творческие мастерские работают на принципах наставничества и волонтёрства.
На их базе реализуется множество проектов с использованием 3D-принтеров, компьютеров, мультимедиа, робототехники, электронного шитья, обеспечивая тем самым открытый доступ к передовым технологиям. Одним из примеров движения является творческая ярмарка, которая с течением времени превратилась в фестиваль науки и творчества, куда люди приходят не только показать, что они смастерили, но и научиться чему-то новому. В рамках ярмарки проводятся музыкальные фестивали, выставки картин, презентации и множество самых ярких мероприятий.
Посетители занятий получают новые знания и навыки, которые позволяют приобрести профессию, построить свой бизнес. Учитывая, что в России есть своя традиция разнообразных клубов и занятий при библиотеках, эта идея может стать её естественным продолжением.
ФЕДОТОВА О. СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ - ПРЯМАЯ СВЯЗЬ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ // Библиополе. – 2014. - № 2. - С. 13-16.
В Томской областной универсальной научной библиотеке зрелищные акции и праздники носят уже не разовый характер. Отдел маркетинга и проектной деятельности успешно реализует четыре культурно-социальных проекта: "Лето в Пушкинке", "Пушкинский венок", "Праздничная библиотека", "Молодёжный прорыв". В первый день сентября в рамках "Большого праздника книги" на театральной площади провели "БиблиоФЕСТ" - весёлую встречу с интересной и разнообразной программой: работала детская площадка, школа танцев устроила литературный бой, с целью собрать книги для восстанавливающейся сельской библиотеки; работа театр мыльных пузырей; молодёжь участвовала в Пушкинском библиоквесте, работали книжные и фото выставки. В результате появилось много новых друзей и партнёров готовых участвовать в акциях в качестве спонсоров. Увеличилось число новых пользователей среди молодёжи.
Культурно-социальный проект "Лето в Пушкинке" : цикл мероприятий краеведческой и познавательной направленности для детей посещающих пришкольные лагеря во время школьных каникул. Все мероприятия проходят в самой библиотеке, а в школьниках видят будущих читателей.
СТОЛЯРОВ Ю.Н. Библиотекари-практики об идее трансформации библиотек// Научные и технические библиотеки. – 2019. - № 3. - С. 45-62.
читать...
Представлены анализ и итоги опроса слушателей Высших библиотечных курсов
(ВБК) Российской государственной библиотеки по ключевым аспектам концептуальной
статьи В. К. Степанова «Библиотеки и библиотекари в ближайшие двадцать лет, или
В ожидании сингулярности», опубликованной в журнале «Научные и технические библио-
теки» (№ 1, 2018). В ней автор призывает радикально трансформировать библиотеки в
качественно иные учреждения, видя в этом единственно возможный способ их спасения от
неминуемой гибели в связи с кардинально изменившимися реалиями жизни в информаци-
онный век. Современные библиотеки, с точки зрения В. К. Степанова, превратились в
оплоты крайнего консерватизма и архаики, их комплектование произведениями печати в
условиях изобилия электронных источников информации потеряло смысл. Слушатели
ВБК (большинство – с высшим университетским небиблиотечным образованием) – либо
библиотекари-практики, либо намеревающиеся стать таковыми – при всей разнице мне-
ний в основном не разделяют позицию В. К. Степанова и признают прежнюю исконную
сущность библиотеки, которая должна регулярно обогащаться современными новинками
литературы, иметь привлекательный дизайн и оснащаемой передовой техникой, помога-
ющей лучше обслуживать читателей. Мнения слушателей ВБК приведены с их согласия.
закрыть просмотр